VII Международная конференция по когнитивной науке «Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы»

19  20 мая 2017 г. в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка под эгидой Межрегиональной Ассоциации Когнитивных Исследований (МАКИ) была проведена VII международная междисциплинарная конференция по когнитивной науке «Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы». Это единственная в Республике Беларусь психологическая конференция «с историей»: первый форум был проведен в далеком 1999 году. Она имеет свои традиции и в то же время каждая встреча ученых имеет свою отличительную особенность. По традиции научную конференцию отличает её междисциплинарный статус, демократический принцип отбора материалов (научность и содержательность выше должностей и званий), когнитивная толерантность и неформальный принцип организации. Единственное ограничение – научное сообщество придерживается когнитивной парадигмы и когнитивной модели познания. Инновационной особенностью VII конференции является замена традиционного пленарного заседания панорамой ключевых лекций.

 

В работе конференции приняли участие психологи и лингвисты, педагоги и философы, представители технических наук и специалисты в области нейросетей и искусственного интеллекта. Всего 63 официальных участника, в том числе 28 иностранных ученых из четырёх стран (Республика Беларусь, Израиль, Российская Федерация и Украина), представители трёх регионов нашей страны (Брест, Витебск и Минск), а также аспиранты и студенты института психологии и факультета социально-педагогических технологий.

 

С приветственным словом к участникам конференции обратились: председатель программного комитета доктор психологических наук, профессор А.П. Лобанов (факультет социально-педагогических технологий БГПУ), член программного комитета доктор психологических наук, главный научный сотрудник Г.В. Лосик (Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси) и заместитель директора Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент С.Н. Жеребцов. Они зачитали обращения к участникам научного форума проректора по научной работе, доктора педагогических наук, профессора А.В. Торховой; президент-электа МАКИ, доктора филологических наук, профессора В.Д. Соловьева (КФУ, Казань, Россия), директора Института психологии имени Г.С. Костюка НАПНУ, академика С.Д. Максименко (Киев, Украина) и члена программного комитета, кандидата психологических наук, доцента Н.П. Радчиковой (МГППУ, Москва, Россия).

 

В первый день с ключевыми лекциями выступили пять приглашенных лекторов. Профессор А.О. Прохоров (Россия) представил результаты теоретического анализа и эмпирического исследования казанской школы психологии по проблеме ментальных репрезентаций психических состояний. Установлено, что образ психического состояния респондента стабилен, независим от ситуации, в которой он переживается, то есть образ состояния вписан в субъективный опыт человека и репродуцируется устойчиво вне контекста ситуации его актуализирующей. Лидер ярославской школы психологии, член-корреспондент РАО, профессор А.В. Карпов (Россия) посвятил своё выступление проблеме экспликации и интерпретации стратегий принятия групповых решений. Согласно авторской концепции, групповые решения существуют как некая реальность - как «фрагмент онтологии» группового функционирования лишь в том случае, если они включают в свое содержание факторы и процессы метакогнитивного плана (точнее - уровня организации). Более того, они носят атрибутивно присущий всем метакогниитивным процессам осознаваемый характер.

 

Профессор В.П. Шейнов (Республика Беларусь) ознакомил участников конференции с результатами практико-ориентированных исследований когнитивных и личностных характеристик незащищенных от манипуляций подростков. Слушатели имели возможность проанализировать все этапы исследования: от постановки проблемы и разработки диагностического инструментария до обработки и интерпретации полученных данных. Профессор А.Б. Прусак (Израиль) метафорически обозначила проблемное поле выступления: «I began to think differently…» (материалы представлены на английском языке). Она продемонстрировала реальный вклад когнитивной психологии в методику преподавания математики и разработку инновационных образовательных технологий на примере дидактического средства «Написание рассказов-загадок» (и восприятия учащимися математических понятий и развития их креативности). Профессор А.П. Лобанов (Республика Беларусь) предложил концепцию исследования единства интеллекта и аффекта в контексте системно-континуального подхода. В результате эмоциональный интеллект предстал как точка бифуркации в названном выше конструкте. Эмпирическому подтверждению гипотезы были посвящены три исследования, которые позволили соотнести эмоциональный интеллект с эмоциями, общим и вербальным интеллектом и доминирующим подходом (аффективным или интеллектуальным) к решению проблем.

 

Программой первого дня конференции были предусмотрены и проведены два мастер-класса: «Использование нейросетей в когнитивных исследованиях» (ведущие: доцент Н.П. Радчикова (Россия) и старший преподаватель Н.Н. Жук (Республика Беларусь) и «Применение полиграфа в исследованиях когнитивных процессов» (ведущие: профессор Г.В. Лосик и доцент В.П. Прилепин). Проведение мастер-класса по нейросетям было значительно углублено благодаря импровизированному участию А.М. Петрова (Тюмень, Россия). В.П. Прилепин не только глубоко и обстоятельно изложил предысторию разработки «детектора лжи», но и был готов продемонстрировать его возможности на добровольцах. Кроме того, участники конференции представили стендовые доклады, авторы которых вели живой диалог с каждым, кто был заинтересован изучаемой ими проблематикой. Стендовая сессия позволяет адресно и без ограничения во времени обсудить все детали и нюансы представленного доклада.

 

Во второй день были заслушаны ещё пять ключевых лекций. Так, профессор М.А. Нестерова (Украина), заведующий лабораторией социальных измерений когнитивистики расширила познания участников конференции в области когнитивных технологий трансформативного обучения, основанного на нейросетевом подходе. В ее изложении когнитивистика предстала как сложно структурированное единство когнитивных наук, когнитивных технологий и когнитивных практик. Кроме того, подняла проблему использования когнотропных препаратов как когнитивного улучшения или угрозы психологическому здоровью. Кандидат технических наук А.М. Петров (Россия) продемонстрировал реальные возможности психолингвистической методики оценки уровня правдивости текста. Ученый проанализировал новое для отечественной психологической науки и практики проблемное поле исследования – информационно-психологическая сфера (инфопсихосфера), которая представляет собой часть информационной сферы, связанной с воздействиями информации на психическую деятельность человека.

 

Кандидат психологических наук О.В. Рудыхина (Россия) привела результаты исследования взаимосвязи когнитивных и интеллектуальных стилей и личностных особенностей студентов, основываясь на теории познавательных стилей М.А. Холодной. Профессор В.П. Старжинский (Республика Беларусь) посвятил свою лекцию «судьбе когнитивных презумпций», представив взгляд философа на генезис когнитивной науки, ее становление от античности до наших дней. Кандидат психологических наук А.Е. Войскунский (Россия) сделал предметом ключевой лекции поведение человека в киберпространстве. Он буквально поразил участников конференции количеством девиантных видов поведения в пространстве Интернета, включая такие девиации коммуникативного поведения, как флейм, троллинг, обман, травля и преследование – кибербуллинг или кибермоббинг, а также действия в стиле «копи-паст» (плагиат, присваивание чужих «рефератов» или диссертаций), хакерское поведение (рассылка вирусов или взлом банковской информации, «промышленный шпионаж»).

 

Программой Когнитивных штудий была также предусмотрена работа трёх секций: «Интеллект и ментальные репрезентации» (координаторы: А.В. Губенко, Украина; Т.А. Втюрина, Россия и И.Н. Андреева, Республика Беларусь); «Трансдисциплинарные знания и когнитивные практики» (координаторы: Т.В. Есикова и Г.С. Кожухарь, Россия и Н.В. Азаренок, Республика Беларусь) и «Рефлексия и метакогниции» (координаторы: А.А. Лазаревич и Е.И. Медведская, Республика Беларусь и Н.Л. Карпова, Россия).

 

VII междисциплинарная международная конференция по когнитивной науке «Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы» со всей убедительностью подтвердила, что Белорусский государственный педагогический университет, наряду с Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси, является признанным центром инновационного развития когнитивной науки и когнитивной психологии в частности.

 

Полагаем, что наши VII Когнитивные штудии вносят свой вклад в современную науку, которая переживает смену парадигм: переход от нарративизма как метода в гуманитарном познании, основанного на логике наивного повседневного мышления, к когнитивной науке. Конференция способствовала диалогу теоретиков и практиков, работающих в символьном, модульном и нейросетевом подходах, но обязательно придерживающихся (или сочувствующих) когнитивной парадигме. Нам есть над чем работать, а значит и что обсудить… через два года.


Сборник материалов VII международной междисциплинарной конференции по когнитивной науке «Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы»

Скачать
Когнитивные штудии 2017 (Сборник трудов)
Adobe Acrobat документ 5.8 MB

С некоторыми докладами участников конференции можно ознакомиться  здесь: